.jpg)
Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юрлиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом необходимо и достаточно выражение воли одной стороны (ч. 2 ст. 154 ГК РФ). Утверждают, что квалификация удержания имущества как сделки противоречит учению о сделках (в частности, потому, что действия по удержанию имущества не влекут модификации правовой связи кредитора и должника).
Вряд ли можно согласиться с указанной точкой зрения. По всей видимости, автор имеет в виду отсутствие модификации в основном обязательстве, связывающем должника и кредитора. Совершение действия по удержанию имущества, безусловно, приводит к изменению правовых связей, вызываемому самим юридическим фактом удержания.
Удержание имущества ведет к прекращению обязанности кредитора по передаче имущества должнику (пока последний не исполнит обязательство); к установлению права кредитора удерживать находящуюся у него вещь, несмотря на то что права на нее приобретены третьим лицом; к возникновению права должника требовать обеспечения сохранности удерживаемого имущества кредитором и т. д. Кроме того, удержание может принимать форму двусторонней сделки: должник и кредитор заключают соответствующее соглашение об удержании либо включают положения об удержании в основной договор.
Отрицая возможность причисления удержания к односторонним сделкам. рассматривает данный институт как субъективное право кредитора. Субъективное право — юридически обеспеченная мера возможного поведения управомоченного лица. Бесспорно, право удерживать имущество должника является субъективным правом кредитора, так как кредитор — управомоченное лицо. Кредитор сам решает, удерживать ли ему имущество должника либо возвратить его и использовать другие средства понуждения к исполнению обязательства либо вовсе отказаться от своего требования к должнику. Тем не менее, чтобы любое субъективное право вступило в действие, необходима определенная форма его реализации, которой и является односторонняя сделка.
Представляется неверным подход к сделке и субъективному праву как к взаимоисключающим понятиям. Необходимо разграничивать такие понятия, как «право на удержание» и «удержание имущества». Первое является субъективным правом кредитора, второе как гражданско-правовой институт относится к разряду сделок.