Любая степень сложности
гарантия безопасноти клиента

Оказание помощи
государственным, коммерческим
структурам и частным лицам

Конфиденциальность
Любая стадия

   

Главная / Правовое подспорье | Возврат излишне уплаченного налога

Возврат излишне уплаченной суммы налога производится по письменному заявлению налогоплательщика. Ему может быть отказано в возврате данной суммы только при наличии у него недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, которые начислены тому же бюджету (внебюджетному фонду). Возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).


Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении этого срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата (в настоящее время процентная ставка рефинансирования установлена в размере 16% годовых). В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, проценты начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу ЦБ России на день, когда был излишне уплачен налог (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Данной статьей предусмотрен административный порядок возврата сумм излишне уплаченных налогов (сборов) и пеней. Излишне взысканные налоги (сборы), пени могут быть возвращены или в административном, или в судебном порядке.

Административный порядок возврата излишне уплаченных налогов нельзя отождествлять с досудебным порядком урегулирования спора. В соответствии с п. 3 ст. 4 АПК РФ досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора устанавливается федеральным законом.

Для примера можно привести положение п. 1 ст. 104 НК РФ, согласно которому до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Как видно из этой нормы, на момент предъявления претензии между налоговым органом и налогоплательщиком существует спор по уплате налогов.

Однако факт перечисления денежных средств в бюджет не является основанием возникновения налогового спора, поскольку до направления налогоплательщиком заявления в налоговый орган у последнего отсутствует обязанность по возврату сумм излишне уплаченного налога.

Таким образом, до обращения в налоговый орган налогоплательщик не сможет доказать в суде нарушения его права, и в соответствии с п. 1 ст. 4 АПК РФ в иске будет отказано.

В п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам даны указания о том, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законодательством срок.

Иная ситуация возникает при излишнем взыскании сумм налогов. В соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа. Принятие неправомерного решения является основанием для обращения в суд. Однако законодатель предлагает налогоплательщику выбор между административным и судебным порядком разрешения вопроса о возврате излишне взысканных налогов.

Пленум ВАС РФ определил категории дел, возникающих при разрешении вопроса о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов. В п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 N 5 указано, что "в случае возникновения спора между налогоплательщиком и налоговым органом по вопросу осуществления зачета сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов и пеней, в том числе по причине разногласий о размере переплаты, такой спор может быть передан налогоплательщиком на рассмотрение суда".

Если налогоплательщик полагает, что решение налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет погашения имеющейся у него недоимки нарушает его права, он может оспорить такое решение в суде на основании ст. 22 АПК РФ путем предъявления иска о признании недействительным решения налогового органа.

В том случае, если налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, поданному в соответствии со ст. 78 и 79 НК РФ, либо в случае, когда между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли считать конкретную сумму налога уплаченной в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица) путем предъявления иска о зачете уплаченных сумм. Исковой порядок обжалования действий (бездействия), решения налогового органа закреплен ст. 138 НК РФ.

Этими разъяснениями необходимо руководствоваться и при решении вопроса о возврате излишне уплаченных или взысканных сумм налогов. При этом отсутствие решения суда о признании недействительным решения налогового органа и незаявление истцом ходатайства о рассмотрении такого требования не лишает его права на защиту иным способом, то есть путем предъявления иска о возврате денежных средств.

Возникает вопрос: являются ли эти иски неимущественными? Ведь налогоплательщик требует возврата определенной суммы денежных средств, которую он может увеличить или уменьшить в процессе рассмотрения спора.

Будет ли при этом изменен предмет иска (ст. 37 АПК РФ)?

Эти обстоятельства имеют значение и при решении вопроса о размере госпошлины, подлежащей уплате при обращении в суд.

В п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 N 5 указано, что налогоплательщик подает заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть заявление в соответствии с определенными ст. 78 НК РФ правилами и в установленные сроки принять по нему решение.

Из этого следует, что, если эта обязанность не исполнена, налогоплательщик вправе потребовать исправить нарушение закона, предъявив иск о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица. Суд должен восстановить нарушенное право, обязав налоговый орган принять правомерное решение либо произвести возврат. В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" иски об обязании исполнить обязанность в натуре являются неимущественными и оплачиваются в десятикратном размере минимальной месячной оплаты труда. В таком же размере оплачиваются иски о признании недействительными актов государственных и иных органов.

Нельзя однозначно сделать вывод об имущественном характере исков о возврате денежных средств исходя из ст. 92 АПК РФ, поскольку они не относятся к искам о взыскании. Иначе обстоит дело, когда на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты. В данном случае проценты, по сути, не возвращаются, а взыскиваются.

В арбитражный суд предъявляются иски с различными требованиями: об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные либо взысканные суммы налогов; о возврате и о взыскании этих сумм.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.03.2000 N 6344/99 указано, что ответчиком по делу может быть как налоговый орган, так и должностное лицо, что предусмотрено п. 5 ст. 22 АПК РФ, ст. 138 НК РФ.

В НК РФ содержатся определенные требования к порядку зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога. Так, зачет (возврат) производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Согласно ст. 83 НК РФ налогоплательщик должен встать на налоговый учет по: местонахождению организации; местонахождению обособленных подразделений; месту жительства физического лица; местонахождению принадлежащего организации (физическому лицу) недвижимого имущества и транспортных средств.

Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах, то заявление о зачете или возврате налога подается в тот налоговый орган, который ведет учет платежей в соответствующий бюджет.





Консультации
по телефону

521 1835

Электронная почта:

info@kollektor.ru

Статьи

Нюансы, которых обычно не учитываются в кредитных договорах

Дам деньги в долг - снова о бесплатном сыре

Физическое лицо, то есть все мы, тоже может стать банкротами

Что нужно знать о расписках при заключении сделки

Что делать, если Вам позвонили из коллекторской компании

Партнеры