Любая степень сложности
гарантия безопасноти клиента

Оказание помощи
государственным, коммерческим
структурам и частным лицам

Конфиденциальность
Любая стадия

   

Главная / Правовое подспорье | Списание безнадежных долгов по налогам и сборам возможно ли

Речь пойдет о статье 59 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) «Списание безнадежных долгов по налогам и сборам».


Нередко у налогоплательщиков возникают ситуации, когда в карточке лицевого счета числится недоимка по налогам и сборам, возникшая либо еще до принятия НК РФ, либо такая недоимка, право на взыскание которой у налогового органа отсутствует как во внесудебном, так и в судебном порядке.

Организация, считая такую задолженность нереальной для взыскания в силу причин юридического характер, обращается в налоговый орган с требованием о списании такой недоимки в порядке ст.59 НК РФ.

В большинстве случае следует отказ в списании, и организация обращается в суд.

Может ли суд обязать налоговый орган списать безнадежную задолженность?

Нормы ст.59 НК РФ носят отсылочный характер, буквальное их толкование позволяет сделать однозначный вывод, что органы власти: Правительство РФ в части федеральных налогов, а по региональным и местным налогам и сборам – соответственно исполнительные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления должны установить именно порядок (то есть процедурную последовательность действий) списания задолженности.

Правительство РФ, воспользовавшись правом, предоставленным ему федеральным законом, утвердило Постановление от 12.02.2001 №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам». Однако помимо порядка списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, Правительство решило определить и круг случаев, когда такое списание возможно:

  • ликвидация организации;
  • признание банкротом индивидуального предпринимателя;
  • смерти или объявления судом умершим физического лица.

При этом именно процедурные вопросы: кто должен выступать инициатором решения вопроса о списании задолженности, в какие сроки должны представляться документы и т.д., Правительство РФ не озвучило.

Как видно, все основания, перечисленные в Постановлении №100, имеют юридическую природу и не затрагивают вопросы экономического и социального характера, о которых прямо говорится в п.1 ст.59 НК РФ. К сожалению, сама ст. 59 НК РФ также не раскрывает, какие причины являются юридическими, какие социальными или экономическими, влекущими в качестве последствия признание недоимки безнадежной и ее списание.

Заметим к тому же, что как минимум два из перечисленных в Постановлении №100 случая признаются п.3 ст.44 НК РФ основанием для прекращения самой обязанности по уплате налога, что предполагает списание вне зависимости от того, является недоимка безнадежной для взыскания или нет.

Вместе с тем, несмотря на то, что истечение установленных сроков по взысканию задолженности перед бюджетом лишает налоговые органы самой возможности взыскания, и эта причина имеет сугубо юридический характер, суды нередко отказывали налогоплательщикам в праве признания недоимки безнадежной и ее списания.

Данная арбитражная практика предполагала только одно основание для признания безнадежной к взысканию и списания задолженности - ликвидацию организаций.

«Признание недоимки безнадежной к взысканию не является обязанностью налогового органа в силу ст. 32 НК РФ и может быть произведено только в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.02.01 №100. Иных оснований для списания недоимки законодательством не предусмотрено» (Постановления ФАС Уральского округа от 18.09.2003 №Ф09-3010/03-АК, Волго-Вятского округа от 14.05.04 №А38-4021-17/504-2003, Московского округа от 09.01.04 №КА-А40/10830-03, Северо-Западного округа от 30.11.04 №А42-1445/04-26).

Но следует признать, что до сегодняшнего дня судебные инстанции не были единодушны в этом вопросе.

«Если налоговый орган пропустил давностные сроки для судебного взыскания недоимки, то это является основанием для списания такой задолженности в порядке ст.59 НК РФ». Примерами таких решений могут служить Постановления ФАС Уральского округа от 13.03.02 №Ф09-482/02-АК, от 30.06.03 №Ф09-1827/03-АК, Центрального округа от 21.11.2003 №А08-4485/03-18.

Точку в этом споре, судя по всему, поставил Высший арбитражный суд РФ. В Постановлениях Президиума ВАС от 11.05.2005 №№16507/04, 16504/04 высший судебный орган указал: «должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы», а у судов нет оснований «понуждать налоговый орган принять решение об их списании».

Таким образом, несмотря на тот факт, что юридической возможности у налогового органа по взысканию задолженности нет, однако возможность «ставить палки в колеса» налогоплательщика не исчезает. Так, не секрет, что зачастую налоговые органы пытаются взыскать такую задолженность путем направления требования об уплате, либо проводят зачеты в порядке ст.78 НК РФ переплаты по налогам в счет такой вот безнадежной недоимки. Кроме того, у налоговых органов появляется возможность инициировать процедуру банкротства.

Учитывая же позицию ВАС РФ по данному вопросу, с большой уверенностью можно сказать: арбитражная практика пойдет по тому пути, что институт давности исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней) налоговым законодательством не предусмотрен. Списание недоимки с истекшим сроком для взыскания будет невозможно даже в судебном порядке.

Решением этой проблемы могло бы быть установление исчерпывающим образом непосредственно в ст.59 НК РФ перечня оснований для признания налоговой задолженности безнадежной и не подлежащей взысканию.

Однако в Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую НК РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (Проект №181057-4) ничего нового законодатели не привнесли.

В новой редакции ст.59 НК РФ исчезает формулировка, что безнадежной признается задолженность, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, и появляется исчерпывающий перечень оснований для признания задолженности по налогам невозможной для взыскания. Но необходимо отметить, что этот перечень полностью повторяет установленный в Постановлении №100. Не дополнен существующий перечень и юридическим основанием, при котором задолженность должна признаваться безнадежной, случаем истечения установленных НК РФ сроков применения принудительных мер взыскания задолженности.

Таким образом, остается без ответа главный вопрос, по поводу которого и возникают споры - о судьбе недоимки по налогам с истекшим сроком взыскания как в бесспорном, так и в судебном порядке.

Отметим также, что нераскрытым в предлагаемой новой редакции ст.59 НК РФ остается и вопрос, до настоящего времени вызывающий дискуссии, о возможности списания безнадежных к взысканию сумм налоговых санкций.





Консультации
по телефону

521 1835

Электронная почта:

info@kollektor.ru

Статьи

Нюансы, которых обычно не учитываются в кредитных договорах

Дам деньги в долг - снова о бесплатном сыре

Физическое лицо, то есть все мы, тоже может стать банкротами

Что нужно знать о расписках при заключении сделки

Что делать, если Вам позвонили из коллекторской компании

Партнеры